В 1991 году Республика Беларусь приобрела статус независимого суверенного государства при поликонфессиональном составе населения. Конфессиональная политика Республики Беларусь была обусловлена следующими факторами:
- изменением независимого статуса религии;
- широким распространением новых конфессий;
- увеличением количества верующих граждан (по сравнению с периодом БССР).
Все эти явления в обществе поставили перед властями задачу разработки и последовательной реализации Республиканской программы действий в отношении религиозных общин. Этот долгосрочный документ (Закон о свободе совести и религиозных организациях). Он должен был определить несколько основных направлений. По ним должно было развиваться белорусское общество в области конфессиональной политики. Также этот документ был призван стать основой управления религиозной политикой в Беларуси.
Концепцию такой программы разработал кандидат философских наук, депутат Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь Леонид Земляков.
Конфессиональная политика Республики Беларусь и её принципы
Согласно законодательству и официальной позиции белорусских властей, в своей государственной политике в отношении религий, конфессий и религиозных организаций Республика Беларусь должна придерживаться следующих принципов:
- каждый имеет право на свободу мысли и религиозного выбора, духовного самоопределения;
- каждый имеет право признавать любую религию в приемлемой для него форме и беспрепятственно вести религиозную деятельность;
- государство не должно вмешиваться в законную деятельность религиозных организаций;
- Церковь вне политики, духовенство и верующие участвуют в политической жизни наравне с другими гражданами;
- все конфессии и верующие в Беларуси равны перед законом и все имеют право на равную защиту перед законом;
- право на свободу вероисповедания, на деятельность религиозных организаций подлежит только таким ограничениям, которые, согласно Конституции Республики Беларусь, необходимы в демократическом обществе и установлены законом.
Республиканский закон «О свободе совести и религиозных организациях» и его функции
Республиканская программа и законодательство в сфере религий в Беларуси выполняет следующие функции:
- определяет основные приоритеты своей политики по отношению к конфессиям как равноправным субъектам государственно-церковных отношений;
- способствует развитию религиозной идентичности белорусского народа, всех коренных народов и национальных меньшинств Республики Беларусь, защищает их права и законные интересы;
- создаёт условия для уважения традиций и внутренних институтов религиозных организаций, если они не противоречат действующему законодательству Республики Беларусь;
Религия в Беларуси: основные приоритеты государственной политики
Основными приоритетами государственной политики в отношении религиозных организаций являются следующие.
1. Обеспечение конституционных гарантий свободы мысли и религии
Все религии, конфессии и религиозные организации равны перед законом. Такой подход должен быть одинаковым для всех религий. Не должно быть различий по количеству приверженцев, традиционных и нетрадиционных конфессий. Гарантируя равенство религиозных конфессий, государство считает, что ни одна из них не может быть доминирующей в обществе. Ни одна конфессия не должна иметь статус государственной. Национальные интересы превалируют над интересами любой религиозной организации.
2. Разработка законодательной базы, направленной на гармонизацию государственно-церковных отношений, обеспечение полноценного статуса Церкви
Правовые принципы и процедуры позволяют создать надёжный механизм защиты прав верующих и законных интересов религиозных организаций от возникновения конфликтных ситуаций на религиозной почве. Белорусское государство:
- обеспечивает полноценный правовой и социальный статус Церкви;
- осуществляет законодательную, административную и иную защиту при решении проблем;
- разрешает конфликтные ситуации.
Совершенствование законодательной и иной нормативной базы осуществляется путём разработки правовых механизмов решения вопросов, возникших во взаимоотношениях между государством и религиозными структурами, а также между различными религиозными организациями.
Важным в этом направлении может стать кодификация нормативных актов по религиозным вопросам. Обязательным является при это учёт традиционного канонического и церковного права.
3. Содействие деятельности религиозных организаций в выполнении положений их устава
Необходимо продолжать создавать условия и возможности для верующих в Беларуси:
- исповедовать свою религию;
- предоставлять возможности и место для отправления культа;
- объединяться в религиозные организации.
При этом необходимо реализовывать определённые подходы. Согласно им любая религиозная организация может быть зарегистрирована в кратчайшие сроки. Важно, чтобы доктрина не содержала угрозы:
- национальной безопасности;
- социальной стабильности государства;
- жизни;
- здоровью людей;
- духовности населения.
4. Деполитизация религиозной сферы, минимизация деструктивного влияния межцерковных конфликтов на общество
Придерживаясь принципа аполитичности религиозных конфессий, Церквей, государство считает недопустимым как участие религиозных организаций в политической деятельности, так и попытки политических партий, местных исполнительных органов и органов местного самоуправления использовать религиозные конфессии в своих политических интересах.
5. Содействие развитию религиозной самобытности коренных народов и национальных меньшинств
Политика государства в отношении церковных и религиозных организаций коренных народов и национальных меньшинств должна быть направлена на:
- поддержку их религиозной инфраструктуры;
- минимизацию их зависимости от зарубежных религиозных центров;
- недопустимость превращения конфессионального спектра в фактор этнического и регионального сепаратизма;
- содействие расширению связей религиозных организаций коренных народов и национальных меньшинств с их единоверцами за рубежом.
6. Продвижение международной активности религиозных конфессий, их участие в международных религиозных движениях
Поскольку религиозные институты являются важнейшим фактором в представлении государства на международной арене, установлении взаимовыгодных контактов между странами, формировании взаимного доверия между ними, Республика Беларусь максимально должна способствовать:
- международным отношениям;
- коммуникациям;
- учреждениям;
- деятельности иностранных граждан (прибывающих в Беларусь по приглашению местных религиозных общин).
В отношениях с другими странами Республика Беларусь должна последовательно придерживаться того, что проблемы религии и конфессий не должны использоваться для вмешательства во внутренние дела государства и стремиться закрепить эти позиции в соответствующих международных договорах.
7. Предупреждение любых проявлений религиозной нетерпимости к неверующим и сторонникам других религий, неуважительного отношения к религиозным чувствам граждан, дискриминацию их по религиозной принадлежности
В соответствии с Конституцией и законодательством Республики Беларусь, верующие наравне с другими гражданами избираются или назначаются на должности в органах законодательной, исполнительной и судебной власти, местного самоуправления. Они имеют право занимать любые должности на предприятиях, учреждениях, организациях и в армии. Тем гражданам, чьи религиозные убеждения запрещают им служить в армии (брать в руки оружие), гарантируется альтернативная военная служба.
Субъекты государственной религиозной политики
Государственную политику в отношении религиозных организаций осуществляют:
- соответствующие комиссии Национального собрания Республики Беларусь, депутатские комиссии областных, городских и районных Советов депутатов, в ведении которых находятся вопросы государственно-церковных отношений, обеспечение конституционных гарантий мировоззрения и религии;
- Уполномоченный по правам человека, контролирующий осуществление конституционных прав и свобод человека и гражданина;
- государственный орган по делам религий и его структуры на местах, на которые возложена реализация государственной политики в отношении религиозных организаций;
- министерство и другие республиканские органы исполнительной власти, которые в пределах своей компетенции решают вопросы реализации государственной политики по отношению к религиозным организациям;
- научно-консультативные и экспертные Советы государственного органа по делам религий с участием представителей религиозных организаций и специалистов в области религиоведения, а при необходимости – других консультантов и совещательных органов;
- аналогичные структуры при местных отделах по делам религий, порядок образования которых определяется государственным органом по делам религий.
Конфессиональная политика Республики Беларусь: пути совершенствования
На данный момент существует ряд проблем в сфере государственно-конфессиональных отношений. Они обусловленх нарушением принципа невмешательства государства в дела религиозных организаций. Для гармонизации церковно-государственных отношений в Республике Беларусь необходимы следующие шаги:
- развитие, усовершенствование законодательной базы в данной сфере;
- определение необходимости государственной поддержки в проведении всебелорусских религиозных собраний;
- формирование легитимного Всебелорусского совета Церквей религиозных организаций;
- разработка механизмов более эффективного разрешения межконфессиональных конфликтов;
- повышение религиозно-культурологического образования белорусского народа;
- наиболее плодотворная совместная работа с международными и национальными религиозными организациями.
Очень интересная, а главное познавательная статья! Спасибо
Спасибо, Диана. Рад, что статья оказалась полезной 🙂